Здравствуйте, мои маленькие бандиты. С вами в эфире Фиби «Финансист» Ягами, и мне полагается знать не только, как обращаться с бухгалтерией правильно, но и как делать это неправильно. Сегодня я расскажу вам о деньгах и откуда их можно взять.
Деньги можно воровать, можно вымогать, а можно сделать так, чтобы люди сами несли их «на блюдечке с голубой каемочкой» и еще благодарили за то, что вы согласились их взять. Вот это уже «высший пилотаж». Именно поэтому о настоящих аферистах пишут романы и снимают фильмы (обо мне тоже напишут, я точно знаю).
Вообще, грань между честным предпринимательством и обманом очень тонкая. Именно поэтому вокруг великих бизнесменов и отпетых аферистов всегда присутствует ореол романтизма. А если уж попадаются экземпляры, сочетающие в себе и то и другое, то они прославляются не только в кругах своего бизнеса, но и получают всемирную известность. Именно о таких людях и пойдет речь.
Великие комбинаторы, как Бендер прям.
Официальная карьера у большинства из этих людей может вызвать глубочайшее уважение: их по праву можно назвать выдающимися топ-менеджерами, искусству управлять которых можно было бы поучиться. Именно поэтому окружающие, вплоть до момента их разоблачения, считали репутацию этих людей кристально чистой.
Их преступления заключались в том, что они не платили налоги, манипулировали с финансовой отчетностью и часто путали корпоративные средства с личными. Интересно, что большинство крупных финансовых преступлений произошло в США — Америка еще раз доказала свой статус страны больших возможностей.
Бернард Мэдофф.
Имя Бернарда Мэдоффа сегодня знает каждый, с ним связан крупнейший финансовый скандал. Форбс красноречиво называет его грабителем века. Ведь финансовыми аферами занимался не кто иной, как бывший председатель совета директоров фондовой биржи Nasdaq. Компания Madoff Securities, основанная около 40 лет назад, на протяжении многих лет приносила своим клиентам стабильную прибыль на уровне 12-13% годовых. Но в итоге компания Мэдоффа потеряла $50 млрд. При этом регулярные проверки финансовой деятельности компании со стороны Федеральной комиссии по ценным бумагам показывали только мелкие нарушения. Жертвами Мэдоффа стали множество американских и международных фондов и банков, в том числе BNP Paribas, HSBC, Nomura Holdings, а также состоятельные американцы, в том числе кинорежиссер Стивен Спилберг. Это мошенничество потрясло Уолл-стрит и привело к самым настоящим жертвам. Французский инвестор, вложивший в компанию Мэдоффа около полутора миллиардов долларов, покончил с собой в своем нью-йоркском офисе.
Царство ему небесное.
Жером Кервьель.
Трейдер банка Société Générale стал торговать без ведомства своего начальства еще с 2005 года. За это время по сообщениям банка он нанес ему ущерб в размере примерно $8 млрд. Сам Кервьель утверждал, что начал незаконную торговлю с тем, чтобы добиться хороших результатов, представить их начальству и получить бонусы. По версии банка этот гражданин просто хотел присвоить деньги себе. Всего трейдеру было предъявлено обвинение по четырем статьям, среди которых было злоупотребление доверием и мошенничество. Жерар Кервьель управлял суммой в 50 млрд евро. Естественно, все это было незаконно.
Бернард Эбберс и Скотт Салливан, WorldCom.
Проблемы начались лишь в 2000 году, когда у Эбберса появились и личные долги, он начал распродавать имущество. Совет директоров WorldCom, испугавшись, что акционеры не поймут такого поведения первого лица компании, выдал Эбберсу кредит в $375 млн «на личные нужды» под мизерный процент. Прекратив постоянные поглощения, WorldCom стал разваливаться на части. Спасти компанию Эбберс не смог, в 2002 году он ушел в отставку, после чего начали всплывать финансовые махинации на сумму в $11 млрд.
Немногим позже Эбберс получил наказание в виде 25 лет лишения свободы. К Салливану, который полностью сдал своего идейного вдохновителя, суд был более благосклонен: он получил всего 5 лет тюрьмы.
Ральф Циоффи и Мэтью Таннин.
Управляющие хедж-фондом Bear Stearns Циоффи и Таннин лгали инвесторам по поводу текущего состояния фонда, который в значительной степени ориентировался на ипотечные ценные бумаги (далеко не самые надежные на тот момент). При этом люди продолжали инвестировать в фонд, доверяя сведениям, которые доносили до аудитории управляющие Bear Stearns. Обоих менеджеров обвинили в сговоре и мошенничестве. Урон от их действий оценивается в $1,6 млрд.
Деннис Козловски и Марк Швартц, Tyco Industrial.
Деннис Козловски и Марк Швартц, топ-менеджеры бермудской компании Tyco Industrial. Под руководством этих управленцев компания сделала свои крупнейшие приобретения и стала международным конгломератом. А генеральный директор Tyco Деннис Козловски прославился как абсолютный чемпион мира по слияниям и поглощениям — корпорация купила около 1000 компаний, относящихся к различным отраслям экономики, и увеличила свои доходы в 12 раз.
Скандальную известность Козловски и его партнер получили благодаря непомерным тратам денег. При помощи своего бывшего финансового директора Швартца Козловски потратил около $600 млн. Образу жизни этой парочки завидовали все. Они умели по-настоящему шиковать: вечеринки на островах, эксклюзивные вещи из драгоценных металлов и камней — подставка для зонтика за $15тыс, занавеска для душа за $6 тыс, плечики для гардероба за $2 тыс. Помимо этого, на деньги компании были приобретены полотна величайших художников (одно из них принадлежит кисти Моне).
Истинное положение дел Tyco Industrial стало известно, только когда компаньоны начали избавляться от собственных акций. Деннис Козловски и Марк Швартц получили по 25 лет заключения.
Аллен Стэнфорд.
Стэнфорд является основателем Stanford Financial Group и находящегося в Антигуа Stanford International Bank. Обоим учреждениям практически безгранично доверяли инвесторы. Но спустя несколько лет компания стала серьезно интересовать SEC, ФБР и IRS. В частности, было интересно, почему Стэнфорд обещает инвесторам столь высокий возврат на вложенный капитал. Комиссия по ценным бумагам и биржам США обвинила основателя компании и еще нескольких ее членов в проведении мошеннических операций на $8 млрд.
Джеффри Скиллинг и Эндрю Фастов, Энрон.
Компания «Энрон» начинала свою деятельность с производства энергоресурсов, однако затем стала заниматься трейдингом: предоставляла на долгосрочной основе и по фиксированным ценам энергосырье крупнейшим компаниям США. За 15 лет «Энрон» стала седьмой по величине компанией в США. Стоимость ее активов составляла $47,3 млрд.
Финансовые трудности начались с 1997 года, когда «Энрон» приобрела убыточную компанию. Руководители Джеффри Скиллинг и его финансовый директор Эндрю Фастов решили скрывать убыточность нового актива. Фастов предложил хитроумный план, который заключался в создании подставных товариществ и компаний (как правило, в оффшорных зонах), которые скупали у «Энрона» неликвидную собственность вместе с долгами, а расплачивались акциями самого «Энрона».
В результате корпорации удавалось долгое время скрывать долги, которые достигли $40 млрд. Но в 2001 году после публичного расследования корпорации пришлось признать себя банкротом, через два дня акции «Энрона» с показателя $90 за штуку упали до 42 центов.
Крах «Энрон» привел к небывалым последствиям. Инвесторы потеряли десятки миллиардов долларов, без работы остались тысячи человек, сгорели пенсионные сбережения на сумму более миллиарда.
Джеффри Скиллинг получил в итоге 25 лет тюремного заключения, а его помощник всего 6 лет: Фастов сдал партнера и тем самым спас себя.
Мартин Грасс, Rite Aid.
Генеральный директор аптечной сети Rite Aid Мартин Грасс прославился тем, что приписал компании $1,6 млрд лишней прибыли, чтобы получать бонусы.
Грасс вместе с подельниками подделывал данные кредиторской задолженности, учитывали доходы от реализации медикаментов, которые на самом деле не были проданы и не учитывали убытки от кражи продукции. Подчиненным, которые помогали им заметать следы, исправно выплачивались крупные премии. Как следует из материалов обвинения, руководители Rite Aid обманывали и аудиторов компании. Грасс составлял фиктивную бухгалтерскую отчетность и вводил в заблуждение инвесторов.
В итоге Грассу инкриминировали фальсификацию бухгалтерских документов, подделку протоколов заседаний советов директоров, дачу ложных показаний SEC (комиссии по ценным бумагам и биржам, регулирующей американский бизнес) и фабрикацию доказательств. Ему инкриминировали 36 эпизодов нарушения закона. По этому же делу были осуждены и еще несколько топ-менеджеров компании.
Сэмюэль Уоксел, ImClone Systems.
Сэмюэль Уоксел — основатель и руководитель компании ImClone Systems, специализирующейся в сфере биотехнологий. По мнению нью-йоркской прокуратуры, в декабре 2001 года Уоксел узнал, что разработанный его фирмой и уже активно рекламирующийся препарат против рака Ebitrux не получит одобрения Управления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) США.
Ему не составило большого труда спрогнозировать, как на эту новость отреагирует фондовый рынок. Уоксел стал «сливать» ценные бумаги собственной компании, тщательно шифруясь и используя брокерский счет своей дочери. Но операции были заблокированы инвестиционным банком. Если бы сделка прошла успешно, основатель ImClone сумел бы заработать $1 млн.
Судебное заседание завершилось покаянием обвиняемого. Уоксел заявил, что глубоко огорчен своими действиями, попросил прощения у всех больных раком и подчеркнул, что его детище, несомненно, в будущем все же поможет пациентам. Суд приговорил Уоксела к максимальному сроку, который запрашивало обвинение — свыше 7 лет тюрьмы, к штрафу в размере $3 млн и возмещению ущерба в размере $1,26 млн.
Найджел Поттер, Wembley.
Найджел Поттер — глава сети казино Wembley владел двумя крупнейшими игорными домами в Колорадо и в Линкольн парке. В последнем дела шли в гору, прибыль существенно превышала доходы в Колорадо, и Поттер поднял вопрос о перераспределении денежных средств компании, решив, что подразделению в Линкольн парке пора завести свои активы и стать единственным представителем игорного бизнеса штата.
Он захотел получить официальное разрешение установить в Линкольн парке 1000 дополнительных игровых автоматов и таким образом решить вопрос с конкурентами. Его обвиняют в попытке дачи взятки государственному служащему в размере $4 млн. Надо сказать, что суд был благосклонен к Поттеру и вынес решение: 3 года тюремного заключения. В тюрьме штата Пенсильвания Поттер провел около полутора лет, затем его перевели в манхэттенский изолятор, из которого, полтора месяца спустя, его отправили в Великобританию — сначала в тюрьму, а затем под домашний арест.
_______________________
В общем-то, этого достаточно на сегодня, мои маленькие бандиты. Учите математику, полезная наука, как видите. Только осторожно.
Финансист.